Философско-теологический дискурс Н.А. Бердяева, русский авангард и религиозные идеи Даниила Хармса
Рассматриваются философские взгляды Н.А. Бердяева на эстетику авангарда. Мыслитель, как и многие его современники, обращал пристальное внимание на кризисные явления искусства и культуры начала ХХ века и высказывал нетривиальные суждения о причинах появления новой эстетики авангарда на Западе и в России. Н.А. Бердяеву удалось сформулировать оригинальный философско-критический подход к оценке авангардного творчества, отличающийся и методологическим доверием к авангарду, и, безусловно, его критикой. В исследовании утверждается, что в философско-теологическом дискурсе Н.А. Бердяева проблема творчества имела парадигматическое значение. В известной публикации «Кризис искусства» (1918 г.) философ суммировал свои взгляды на современное состояние искусства. Отмечено, что эсхатологические предчувствия, связанные с культурным кризисом эпохи, были свойственны и многим другим мыслителям Серебряного века, однако Н.А. Бердяев наиболее тонко и глубоко отразил специфические черты авангардистского мировоззрения. Дан анализ концептуальной взаимосвязи между философско-теологическим дискурсом Н.А. Бердяева и религиозными идеями Даниила Хармса – автора авангардной группы 1920-х годов «Объединение Реального Искусства» («ОБЭРИУ»). Показано, что возникшая еще в религиозной философии В.С. Соловьева идея эпохи Святого Духа, или Третьего Завета, оказала влияние и на мировоззрение Н.А. Бердяева, и на экспериментальное индивидуально-авторское творчество и эстетику Д. Хармса. Указан и более широкий культурологический контекст философских идей Н.А. Бердяева, связанных с концепцией «Нового Средневековья», которая оказала сильнейшее воздействие на интеллектуальные настроения эпохи и нашла отражение в творчестве другого члена группы «ОБЭРИУ» – Константина Вагинова.
1. Бердяев Н.А. Кризис искусства // Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы ХХ века: Антология. М.: РГГУ, 2003. С. 47–67.
2. Раков В.П. Апофатика литературно-художественного стиля (Опыт теоретического описания) // Раков В.П. Филология и культура. Статьи. Иваново: Изд-во МИК, 2003. С. 25–48.
3. Мережковский Д.С. I. Грядущий Хам. II. Чехов и Горький. СПб.: М.В. Пирожков, 1906. 185 с.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека: сборник / вступ. ст. П.П. Гайденко; примеч. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1993. 382 c.
5. Токарев Д.В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Самюэля Беккета. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 336 с.
6. Токарев Д.В. Философские и эстетические основы поэтики Даниила Хармса: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. СПб., 2006. 407 с.
7. Кацис Л.Ф. Пролегомены к теологии ОБЭРИУ (Даниил Хармс и Александр Введенский в контексте Завета Св. Духа) // Кацис Л.Ф. Русская эсхатология и русская литература. М.: ОГИ, 2000. С. 467–488.
8. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: Изд-во АСТ; Харьков: Фолио, 2004. 678 с.
9. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. 3-е изд. Paris: YMCA-PRESS, 1983 [Репринт. изд. Киев: Путь к истине, 1991]. 600 с.
10. Максимов М.В. В. Соловьев и Иоахим Флорский: историософские параллели // Философский альманах. 1998. № 1-2. С. 254–262.
11. Рычков А.Л. Владимир Соловьев и антихристы Иоахима Флорского // Соловьёвские исследования. 2018. Вып. 3(59). С. 6–42.
12. Хармс Д.И. Записные книжки. Дневник. В 2 кн. Кн. 2. СПб.: Академический проект, 2002. 416 с.
13. Хармс Д.И. Неизданный Хармс // Хармс Д.И. Полн. собр. соч. Т. 4. Трактаты и статьи. Письма. Дополнения: не вошедшее в т. 1–3. СПб.: Академический проект, 2001. 318 с.
14. Герасимова А.Г. Даниил Хармс как сочинитель (Проблема чуда) // Новое литературное обозрение. 1995. № 16. С. 129–139.
15. Иванов Г.В. Стихотворения // Иванов Г.В. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Согласие, 1993. 656 с.
16. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / пер. с фр. Ф.А. Перовской. СПб.: Академический проект, 1995. 471 с.
17. Из статьи «ОБЭРИУ». Поэзия ОБЭРИУТОВ // Введенский А.И. Полн. собр. произведений. В 2 т. Т. 2. Произведения 1938–1941. Приложения. М.: Гилея, 1993. С. 146–148.
18. Бердяев Н.А. Новое Средневековье. Размышление о судьбе России и Европы // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: Изд-во АСТ; Харьков: Фолио, 2004. С. 545–628.
19. Вагинов К.К. Козлиная песнь: романы / К вступ. ст. Т.Л. Никольской, примеч. Т.Л. Никольской и В.И. Эрля. М.: Современник, 1991. 592 с.
20. Павлинова О.М. Античные образы в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» // Мова і літаратура: матэрыялы 77-й навук. канф. студэнтаў і аспірантаў філалагічнага фак. БДУ, Мінск, 22 красавіка 2020 г. / БДУ, Філалагічны фак.; [пад рэд. К.А. Тананушкі]. Мінск: БДУ, 2020. С. 162–166.
21. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. Т. 2, ч. 2. 269 с.
22. Никольская Т.Л. К.К. Вагинов (Канва биографии и творчества) // Четвертые Тыняновские чтения: тез. докл. и материалы для обсуждения. Рига, 1988. С. 67–88.
23. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста // Бердяев Н.А., Букшпан Я.М., Степун Ф.А., Франк С.Л. «Освальд Шпенглер и “Закат Европы”»: сб. ст. М.: Берег, 1922. С. 54–73.
24. Шукуров Д.Л. М.М. Бахтин и К.К. Вагинов: интерференция дискурсов // Бахтинский вестник. Собр. соч. ученых. В 5 т. Т. 1. Орел: Изд. дом «Орловская литература и книгоиздательство» («ОРЛИК»), 2005. С. 337–356.
25. Друскин Я.С. Лестница Иакова: Эссе, трактаты, письма. СПб.: Академический проект, 2004. 768 с.
26. Николаев Н.И. Судьба идеи третьего Возрождения // MOYZEON: сб. ст.: проф. А.И. Зайцеву ко дню 70-летия / Санкт-Петербург. гос. ун-т; редкол.: В.С. Дуров (отв. ред.) [и др.]. СПб., 1997. С. 343–350.
27. Хоружий С.С. Метаморфозы славянофильской идеи в ХХ веке. Эпизод 1: Идея Славянского Возрождения // Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. С. 118–125.
28. Брагинская Н.В. Славянское возрождение античности // Русская теория: 1920–1930-е годы: материалы 10-х Лотмановских чтений. М.: РГГУ, 2004. С. 49–80.
29. Косанович Б. Творчество Андрея Николева – белое пятно в изучении русского авангарда // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1995. № 2. С. 81–89.