Владимир Соловьев – великий гностический мыслитель
Рассматривается известная негативная оценка философии Владимира Соловьева, связанная с тем, что он развивал идеи немецкой философии XIX века, а не шел по пути создания «православной» философии. В рамках предположения о существовании с середины II века двух интерпретаций учения Иисуса Христа – гностической и ортодоксальной, доказывается, что в истории европейской философии от Оригена до Шопенгауэра преобладала традиция мистического пантеизма, основанная на гностическом христианстве, никакой «строго православной» философии в истории не было и, как показывает попытка ее построения, предпринятая в начале ХХ века С.Н. Булгаковым, она невозможна в силу несовместимости догматической системы церкви с содержательной философией. Сделан вывод о том, что главная заслуга Соловьева заключается в последовательном развитии современной модели мистического пантеизма, начало которой положили немецкие философы XIX века (Шеллинг, Шопенгауэр и др.), с учетом оригинальных интерпретаций неискаженного, гностического христианства в русской философии (Достоевский, Толстой).
1. Владимир Соловьев и будущее русской философии (материалы международного «круглого стола») // Вопросы философии. 2024. № 2. С. 94–116.
2. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГА, 2008. 732 с.
3. Флоренский П.А. Около Хомякова (Критические заметки) // Флоренский П.А. Соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 278–336.
4. Евлампиев И.И. Неискаженное христианство и его судьба в европейской истории. СПб.: ЦСО, 2024. 808 с.
5. Sholem G. Major Trends in Jewish Mysticism. New York: Schocken Books, 1961. 484 p.
6. Межуев Б.В. «Он видел особую миссию русского народа». Почему философ Владимир Соловьев считал, что Россия объединит все человечество? // Соловьёвские исследования. 2024. Вып. 1(81). С. 7–19.
7. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. 464 c.
8. Надеина Д.А., Евлампиев И.И. Проблема происхождения и сущности ничто в христианской концепции творения мира Богом // История философии. 2024. № 1. С. 17–28.
9. Соловьев Вл. <Бог есть всё. Всё становится Богом> // Соловьёвские исследования. 2019. Вып. 2(62). С. 19–38.
10. Переписка Л.Н. Толстого с В.С. Соловьевым // Литературное наследство. Т. 37/38: Л.Н. Толстой. Ч. II. М.: Изд-во АН СССР, 1939. С. 268–276.
11. Евлампиев И.И. История русской метафизики XIX–ХХ веках. Русская философия в поисках Абсолюта. СПб.: Изд-во РХГА, 2020. 920 с.
12. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж: YMKA-Press, 1937. 504 с.