В.С. Соловьев и цивилизационный выбор России
На современном этапе в российской философской и общественной мысли активизировалось обсуждение темы цивилизационного выбора России. В связи с этим актуальным представляется обращение к русской религиозно-философской традиции, центральной фигурой которой выступает В.С. Соловьев – идейный основатель философии всеединства в России, сумевший осмыслить многие темы, являющиеся значимыми для российского общества как в его время, так и в настоящий период. Утверждается, что одной из центральных тем для русского общества и для русской философии выступает проблема соотношения западных и восточных начал в духовной культуре и историческом развитии России. Осмысление этой проблемы в творческом наследии В.С. Соловьева делает его воззрения актуальными на современном этапе. Поддерживается мнение о том, что решение В.С. Соловьевым проблемы «Запад – Восток» осуществлено в рамках признания универсальных христианских ценностей высшим фактором исторического развития. Отмечается, что это позволило основателю философии всеединства утверждать высокие идеалы духовно-нравственного совершенствования в качестве цели общественного прогресса, указать на опасность духовного кризиса, предчувствовать катастрофические события последующего периода истории. Обращается внимание на то, что универсалисткий подход В.С. Соловьева предполагает включение России в контекст европейской христианской культуры, но при этом мыслитель возлагал на Россию задачу «великого синтеза» западных и восточных начал в глобальном масштабе. Признается, что конкретные пути решения этой задачи, предложенные В.С. Соловьевым, были утопичны. Делается вывод о том, что наибольшую актуальность для настоящего времени имеют прозрения философа относительно основных тенденций в духовной и общественной жизни России. Философия всеединства представляется продуктивной для обоснования общероссийской идентичности на современном этапе.
1. Шапошников Л.Е. Философско-педагогические концепции в отечественной мысли ХVIII–ХХI веков. СПб.: Изд-во РХГА, 2022. 406 с.
2. Оппо А. Существует ли «русская философия»? Границы и природа вопроса // Соловьёвские исследования. 2021. Вып. 2(70). С. 47–67.
3. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Владимира Соловьева // Сборник первый. О Владимире Соловьеве. М.: Типография Императорского московского университета, 1911. С. 104–128.
4. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Вл.С. Соловьев: pro et contra / сост., вступ. ст. и примеч. В.Ф. Бойкова. СПб.: РХГИ, 2000. С. 556–829.
5. Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. М.: Прометей, 1998. 242 с.
6. Соловьев В.С. Руководящие мысли «Исторического обозрения» // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 6. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911–1914. С. 363–373.
7. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2007. 477 с.
8. Межуев Б.В. «Он видел особую миссию русского народа». Почему философ Владимир Соловьев считал, что Россия объединит все человечество? // Соловьёвские исследования. 2024. Вып. 1(81). С. 7–19.
9. Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 4. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911–1914. С. 3–114.
10. Соловьев В.С. Три разговора // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 10. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911–1914. С. 81–221.
11. Журавский А.В. Тема Востока и образы Востока в религиозно-философской мысли В. Соловьева // Россия и Вселенская Церковь: В.С. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества / под ред. В. Поруса. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. С. 221–237.
12. Кочеров С.Н., Парилов О.В. Философия русской идеи. М.: Изд. дом «Русская Философия», 2022. 300 с.