Три урока Владимира Соловьева
Статья является откликом на предложение журнала «Соловьевские исследования» обсудить на «Круглом столе» проблему актуальности наследия В.С. Соловьева. Отношение к наследию Соловьева формулируется в трех тезисах, относящихся к метафизике, историософии и этике. Метафизика русского философа актуальна сегодня применением к человеку «апофатической логики», в которой Небытие оказывается сущностью не только Бога, но и человека. Историософия актуальна тем, что предлагает этический вектор социального развития. Этика важна своей верой в то, что люди способны создать лучший мир, чем тот, в котором мы живем, и противостоит «спиритуализму», для которого характерно неверие в человека, мнение, что в реальной «эмпирической» действительности невозможно осуществление каких-либо благих замыслов, уверенность, что все действительно ценное носит сверхиндивидуальный, неутилитарный характер и не имеет какого-либо отношения к интересам и потребностям людей. Как во времена Соловьева, так и сейчас, этика сверхличных ценностей ведет к насилию и деспотизму.
1. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во «Правда», 1989. С. 5–171.
2. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии // пер. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. 644 с.
3. Бердяев Н.А. Владимир Соловьев и мы // Вл. Соловьев: Pro et contra. Антология в 2 т. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. С. 17–181.
4. Foucault M. Les mots et les choses. Une archéologie des sciences humaines. Paris: Gallimard, 1966. 400 p.
5. Соловьев В.С. Идея человечества у Августа Конта // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 562–581.
6. Хомский Н. Картезианская лингвистика / пер. с англ. и предисл. Б.П. Нарумова. М.: КомКнига, 2005. 228 с.
7. Трубецкой Е.Н. Спор Толстого и Соловьева о государстве // О религии Льва Толстого. М.: Путь, 1912. С. 59–75.