Полигенетическая природа поэтики К.Д. Бальмонта и культурные традиции древнего Китая

Author: korolevaNV / Date: 29-03-2024 /
Автор(ы) публикации: 
Ню Янь
Аннотация: 

Рассматривается полигенетическая природа поэтики К.Д. Бальмонта на основе малоизученных источников, связанных с культурными традициями древнего Китая. С использованием принципов компаративистики, исторической поэтики, герменевтики и мифопоэтического метода исследуется «китайский» цикл, состоящий из пяти сонетов, включенных в сборник Бальмонта «Сонеты солнца, меда и луны. Песня миров» (1917 г.). Особое внимание уделяется анализу мифологических образов, мотивов и сюжетов стихотворений, выявлению их источников и раскрытию творческого замысла поэта. Отмечено влияние книги С.М. Георгиевского «Мифические воззрения и мифы китайцев» (1892 г.) на восприятие Бальмонтом китайской мифологии и создание его сонетов. Утверждается, что источником данного цикла сонетов является китайский трактат «Хуайнань-цзы», относящийся к даосской философии. Отмечается, что обращение Бальмонта к «Хуайнань-цзы» свидетельствует о пристальном внимании поэта к даосизму, оказавшемуся одним из главных источников духовного поиска поэта. Рассматривается тема Вечной Женственности в цикле сонетов как точка соприкосновения культуры Серебряного века и древнекитайской культуры, и прежде всего учения В.С. Соловьева о Софии и философии Лао-цзы. Делаются выводы о том, что, во-первых, эти сонеты Бальмонта можно воспринимать не только как попытку стилизации древнекитайских мифов, как обычно считают исследователи, но и как явление, свидетельствующее о трансформации семантики мифа, который создается поэтом, и углублении его на основе мифологических традиций древнего Китая. Во-вторых, использование общих мотивов, распространенных в восточной и европейской мифологии, объединение китайской мифологии с европейской стихотворной формой свидетельствует о полигенетической природе поэтики Бальмонта и контаминации традиций.

 

Список литературы: 
  1. Шахматова Е.В. Мифотворчество Серебряного века // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 322. С. 78–85.
  2.  Раскина Е.Ю. Образы китайской культуры в творчестве Н.С. Гумилева // Вестник Вятского государственного университета. 2008. № 4, т. 2. С. 93–97.
  3.  Азадовский К.М., Дьяконова Е. М. Бальмонт и Япония. М.: Наука, 1991. 190 с.
  4.  Бурдин В.В. Мифологическое начало в поэзии К.Д. Бальмонта 1890–1900-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 1998. 185 с.
  5.  Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / пер. с нем. М.Ю. Некрасова. СПб.: Академический проект, 2003. 816 с.
  6.  Парочкина М.М. Мифопоэтические и фольклорные корни поэзии К. Бальмонта // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. № 28(249), вып. 32. С. 20–27.
  7.  Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. Бальмонт. М.: Молодая гвардия, 1991. 347 с.
  8.  Бальмонт К.Д. Поэзия как волшебство. М.: Скорпион, 1915. 93 с.
  9.  Пороль П.В. Рецептивная эстетика образа Китая в поэзии К. Бальмонта // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2019. № 1, т. 24. С. 16–26.
  10. Осьминина Е.А. «Китайские стихи» Бальмонта и Брюсова: заглавие и жанр // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2017. Вып. 6(777). С. 278–288.
  11. Пороль П.В. Китайский миф в поэзии К. Бальмонта // Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2018. С. 45–54.
  12. Пороль П.В. Китай в рецепции поэтов Серебряного века (поэтика и эстетика): дис. ... канд. филол. наук. М., 2020. 183 с.
  13. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 406 с.
  14. Юань Кэ. История китайской мифологии. Пекин: Пекинское объединенное издательство, 2015. 480 с. (оригинал на кит.)
  15. Хуан Юэ. Мифологический нарратив и коллективная память: культурная интерпретация «Хуайнань-цзы». Гуанчжоу: Гуандунская ежедневная газета, 2010. 296 с. (оригинал на китайском языке)
  16. Марков Вл. Комментарий к поэзии К.Д. Бальмонта: 1910–1917. Т. 2. Кельн; Вена: Bölau, 1992. 334 с.
  17. Георгиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китайцев. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1892. 150 с.
  18. Померанцева Л.Е. Философы из Хуайнани // Хуайнань-цзы / пер. с кит. Л.Е. Померанцевой; сост. И.В. Ушаков. М.: Мысль, 2004. 430 с.
  19. Бальмонт К.Д. Сонеты Солнца, меда и луны. Песня миров. Берлин: С. Ефрон, 1921. 280 с.
  20. Китайский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: www.cihai123.com/c/9195.htmlата обращения: 20.06.2023).
  21. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи): в 9 т. Т. 8 / пер. с кит. Р.В. Вяткина и А.М. Карапетьянца. М.: Восточная литература, 2002. 510 с.
  22. Рифтин Б.Л. Китайская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 1. A–K / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. С. 652–662.
  23. Ван Чун. Луньхэн. Хунань: Изд-во Юэлу, 2006. 380 с. (оригинал на китайском языке)
  24. Кукарина М.А. Словарь китайской мифологии. М.: Центрполиграф, 2011. 224 с.
  25. Тресиддер Джек. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: Гранд: ФАИР-Пресс, 1999. 443 с.
  26. Юань Кэ. Мифы древнего Китая / пер. с кит.; послесл. Б.Л. Рифтина. М.: Наука, 1987. 527 с.
  27. Мелетинский Е.М. Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 707 с.
  28. Ху Ши. Хуайнань Ван Шу. Хунань: Юэлу шушэ, 2011. 88 с. (оригинал на китайском языке)
  29. Юань Синпэй. История китайской литературы: в 4 т. Т. 1. Пекин: Высшее образование, 2014. 280 с. (оригинал на китайском языке)
  30. Моу Чжунцзян. Даоцзяо тунлунь: цзянь даоцзя сюэшо (Общая теория даосизма: и даосская доктрина). Цзинань: Цилу шушэ, 1993. 773 с. (оригинал на китайском языке)
  31. У Цюхун. «Дао» и поклонение женскому деторождению: краткое обсуждение философских и эстетических источников «Дао» Лао-цзы // Вестник Гуансийского института образования. 2007. № 3. С. 82–85. (оригинал на китайском языке)
  32. Лао-цзы. Дао-Дэ цзин. Книга о Пути жизни / пер. с кит. В.В. Малявина. М.: Изд-во ACT, 2019. 256 с.
  33. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново: Ивановский государственный университет, 1997. 157 c.
  34. Гайденко П.П. Соблазн «святой плоти» (Сергей Соловьев и русский серебряный век) // Вопросы литературы. 1996. № 4. C. 72–127.
  35. Титаренко С.Д. Жизнетворческий миф о Вечной Женственности в поэзии и философии В. Соловьева // Серебряный век русской литературы: сб. статей. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. С. 33–54.
  36. Гунченко А.В. Софиология В.С. Соловьева и учение о Софии в Священном Писании // Соловьёвские исследования. 2006. Вып. 2(13). С. 119–132.
  37. Соловьев В.С. Россия и вселенская Церковь. Минск: Харвест, 1999. 1600 c.
  38. Максимов М.В. Философско-поэтический лик Серебряного века: Константин Бальмонт и Владимир Соловьев // Соловьёвские исследования. 2013. Вып. 1(37). С. 69–74.

 

Ключевые слова: 
поэзия К.Д. Бальмонта, полигенетичность, китайская мифология, контаминация традиций, философия Лао-цзы, даосизм, философия В.С. Соловьева
2024. Выпуск 1 (81)
Индекс DOI: 
10.17588/2076-9210.2024.1.125-137
Файл публикации: