«Впереди – Исус Христос»: эмблема духовной революции в творчестве А. Блока
Анализируется финальный образ поэмы А.А. Блока «Двенадцать» – Христос перед красногвардейцами, который с момента своего появления, т. е. в течение последнего столетия, осмысливается философами, литераторами и исследователями неоднозначно и противоречиво. Исследователи справедливо видели в этом образе своего рода оценку и понимание Блоком революционных событий 1917 года. В результате анализа текстов, тематически и идейно связанных с поэмой, – наброска пьесы о Христе и статьи «Владимир Соловьев и наши дни», делается вывод о том, что Блок понимал революцию не как социальную трансформацию, а как «нравственный переворот», сопоставимый по своему характеру с эпохой появления христианства, т. е. с началом новой эры в духовном развитии человечества. В этом смысле показано, что позиция Блока продолжает важную в русской мысли традицию понимания развития общества в направлении к его гармоничному состоянию через необходимую и неизбежную духовную революцию, которую в разное время выражали и отстаивали П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой. Показано, что именно такая позиция Блока в отношении исторических событий позволяет предположить, что образ Христа понимается поэтом далеким от его ортодоксальной, церковной версии. Сделан вывод, что мировой нравственный переворот, по мысли Блока, совершается усилиями не Христа-Богочеловека, а Христа-художника, причем последний понимается по той модели нового пророка, которую задал М.Ю. Лермонтов в «Демоне» и которая была развита литературой Серебряного века: пройдя период сомнений, Демон отказывается от замкнутости и сосредоточенности на своей личности, воспринимает страдания мира и народа, слышит трагическую музыку своей эпохи и добровольно выбирает жертвенный путь. Высказана мысль, что понимание Христа как творческого человека, раскрывшего в себе духовные божественные возможности для преображения мира, восходит к гностической традиции, а также связано у деятелей эпохи Серебряного века с философскими построениями Ф. Ницше и с интересом к старообрядческим сектам. Отмечена связь образа Христа в финальных строках поэмы «Двенадцать» с образом Софии-Премудрости, который мыслится в качестве идеального начала, предстающего хаотичному миру как видение, как знак необходимости единства.
1. Маяковский В.В. Умер Александр Блок // Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. T. 12. М.: Худож. лит., 1959. С. 21–22.
2. Волошин М.А. Поэзия и революция. Александр Блок и Илья Эренбург // Волошин М.А. Собр. соч. Т. 6. Кн. 2. Проза 1900–1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. М.: Эллис Лак 2000, 2008. С. 25–45.
3. Финал «Двенадцати» – взгляд из 2000 года // Знамя. 2000. № 11. С. 190–207.
4. Гаген-Торн Н.И. Воспоминания об Александре Блоке // Блоковский сборник II. Труды второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А. Блока. Тарту, 1972. С. 444–446.
5. Блок А.А. Записные книжки. 1901–1920. М.: Худож. лит., 1965. 663 с.
6. Блок А.А. Дневники. 1901–1921 // Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 7. М.; Л.: Худож. лит., 1963. 544 с.
7. Орлов В.Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. М.: Известия, 1981. 719 с.
8. Розенблюм Л. «Да, так диктует вдохновенье...». Явление Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» // Вопросы литературы. 1994. № 6. С. 118–152.
9. Блок А.А. Стихотворения и поэмы. 1917–1921 // Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 5. М.: Наука, 1999. 563 с.
10. Азадовский К.М. Письма Н.А. Клюева к Блоку. Вступ. статья, публикация, комментарии // Литературное наследство. Т. 92. Александр Блок: новые материалы и исследования. Кн. 4. М.: Наука, 1987. С. 427–462.
11. Nedeljkovič D. Pourquoi l'image du Christ dans Les Douze d'Alexandre Blok? // Canadian Review of Comparative Literature. 1976. Vol. 3, № 2. P. 154–172.
12. Исупов К.Г. Русский Христос // Исупов К.Г. Космос русского самосознания. Словарь. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. С. 237–239.
13. Hackel S. The Poet and the Revolution: Aleksandr Blok's The twelve. Oxford [Eng.] : Clarendon Press, 1975. 254 p.
14. Блок А.А. Владимир Соловьев и наши дни // Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 6. М.; Л.: Худож. лит., 1962. С. 154–159.
15. Евлампиев И.И. «Неизбежный нравственный переворот» и идея революции в русской общественно-политической мысли XIX – начала ХХ века // Соловьёвские исследования. 2023. Вып. 3(79). С. 24–39.
16. Блок А.А. Проза. 1903–1907 // Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 7. М.: Наука, 2003. 500 с.
17. Примочкина Н. Демон Блока и Демон Врубеля (К проблеме сопоставительного анализа произведений словесного и изобразительного искусства) // Вопросы литературы. 1986. № 4. С. 151–171.
18. Титаренко С.Д. Лермонтов и русский символизм: «дух готики» и трансформация романтической традиции // Соловьёвские исследования. 2015. Вып. 1(45). С. 102–115.
19. Блок А.А. Письма. 1898–1921 // Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. М.; Л.: Худож. лит., 1963. 171 с.
20. Иванов Е.П. Воспоминания об Александре Блоке / публ. Э.П. Гомберг и Д.Е. Максимова // Блоковский сборник. Тарту, 1964. С. 344–425.
21. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 47–157.
22. Андрей Белый, Александр Блок. Переписка. 1903–1919. М.: Прогресс-Плеяда, 2001. 606 с.
23. Корецкая И.В. Блок о Достоевском (по неизвестным материалам) // Литературное наследство. Т. 92. Александр Блок: Новые материалы и исследования. Кн. 4. М.: Наука, 1987. С. 13–33.
24. Евлампиев И.И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф.М. Достоевского. СПб.: Изд-во РХГА, 2021. 600 с.
25. Блок А.А. Проза. 1908–1916 // Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 8. М.: Наука, 2010. 586 с.
26. Магомедова Д.М. Блок и гностики // Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: ИЧП «Мартин», 1997. С. 70–84.
27. Рычков А.Л. Рецепция гностических идей в русской литературе начала XX века // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. Т. 31, № 4. С. 223–246.
28. Евлампиев И.И. Русская философия в европейском контексте. СПб.: Изд-во РХГА, 2017. 464 с.