Принцип всеединства как основа идеи бессмертия в философии Ф.М. Достоевского и Вл.С. Соловьева
Рассматриваются иммортологические представления Ф.М. Достоевского и Вл. Соловьева, которые на данный момент недостаточно изучены. Бессмертие, присущее совершенному, окончательному бытию, в котором все пребывает в нерасторжимом единстве, как «основная и самая высшая идея человеческого бытия» у Достоевского рассматривается на материале различных его публикаций. Предполагается, что в основу иммортологических представлений писателя легли философские системы И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, К.Г. Каруса и Г.Т. Фехнера. Выявлено, что Достоевский считал деятельную любовь и идею «абсолютного самосовершенствования» необходимыми для духовного преображения и преодоления эгоизма, ведущего к нарушению целостности и неизбежной смерти. На материале ранних работ Вл.С. Соловьева показано, что его взгляды во многом совпадали с позицией Ф.М. Достоевского. Дан обзор концепции «истинного христианства», предполагающего, прежде всего, веру в бессмертие человека и всеединство. «Страдание» рассматривается как необходимая движущая сила к осознанному отказу от собственной личности и слиянию человечества с метафизической сущностью. Показано, что важным условием для этого является совместное совершенствование, так как индивидуальных усилий для преображения мира оказывается недостаточно. Сделан вывод о том, что только в результате такого преображения в мире установится «свободное всечеловеческое единение, всемирное братство во имя Христово». В заключении утверждается, что отчасти утопические в своей основе идеи писателя и философа были нацелены на разрешение духовных проблем современного человека и человечества вообще.
1. Достоевский Ф.М. 16 апреля. Маша лежит на столе // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 20. Статьи и заметки, 1862–1865 / редкол.: В.Г. Базанов (отв. ред.) и др.; ИРЛИ; тексты подгот. и примеч. сост. А.И. Батюто и др. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. С. 172–175.
2. Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания / под ред. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2019. 336 с.
3. Вышеславцев Б.П. Достоевский о любви и бессмертии // Современные записки. 1932. № 50. С. 288–305.
4. Евлампиев И.И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф.М. Достоевского. 2-е изд. СПб.: Изд-во РХГА, 2021. 600 с.
5. Богословие Достоевского / отв. ред. Т.А. Касаткина. – М.: ИМЛИ РАН, 2021. 416 с.
6. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 24. Дневник писателя за 1876 год. Ноябрь-декабрь / редкол.: В.Г. Базанов (отв. ред.) и др.; ИРЛИ; текст подгот. и примеч. сост. В.Е. Ветловская и др.; ред. Е.И. Кийко, Г.М. Фридлендер. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. 518 с.
7. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 14. Братья Карамазовы: Роман в 4 ч. с эпилогом. Кн. 1–10 / редкол.: В.Г. Базанов (отв. ред.) и др.; ИРЛИ; текст подгот. В.Е. Ветловская, Е.И. Кийко. Л.: Наука. Ленингр. отд.-ние, 1976. 511 с.
8. Кибальник С.А. Философский интертекст творчества Достоевского. СПб.: Петрополис, 2021. 394 с.
9. Cunningham D.S. The Brothers Karamazov as trinitarian theology, in Dostoevsky and the Christian Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. Р. 134–156.
10. Достоевский Ф.М. Две половинки // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 26. Дневник писателя, 1877, сентябрь-декабрь – 1880, август / редкол.: В.Г. Базанов (отв. ред.) и др.; ИРЛИ; ред. Н.Ф. Буданова и др.; текст подгот. и примеч. сост. А.В. Архипова и др. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. С. 149–174.
11. Семенова С.Г. Идея всеобщего спасения у Н.Ф. Федорова и ее судьба в русской культуре // Философия космизма и русская культура: материалы междунар. науч. конф. «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Николая Федорова». Белград: Фото Футура, 2004. С. 7–17.
12. Гачева А.Г. «Идеал ведь тоже действительность...»: Русская философия и литература. М.: Академический проект, 2019. 734 с.
13. Достоевский Ф.М. – Петерсону Н.П., 24 марта 1878 г. // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 30, кн. 1. Письма, 1878–1881 / редкол.: В.Г. Базанов (отв. ред.) и др.; ИРЛИ; / текст подгот. и примеч. сост. А.В. Архипова и др.; ред. Н.Ф. Буданова и др. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. С. 14–15.
14. Викторович В.А. Достоевский и Вл. Соловьев // Достоевский и мировая культура. Альманах № 1. Ч. II. СПб., 1993. С. 5–31.
15. Соловьев В.С. Кризис западной философии. Против позитивистов // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 1. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911–1914. С. 39–164.
16. Летопись жизни и творчестве Ф.М. Достоевского: в 3 т. Т. 3. СПб.: Академический проект, 1999. 615 с.
17. Библиотека Ф.М. Достоевского. Опыт реконструкции. Научное описание. СПб.: Наука, 2005. 338 с.
18. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 3. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911–1914. С. 9–171.
19. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 7. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911–1914. С. 7–69.
20. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 3. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911–1914. С. 194–227.
21. Cassedy S. Dostoevsky’s Religion. Stanford: Stanford University Press, 2005. 204 p.
22. Капилупи С.М. Соловьев и Достоевский // Вестник РХГА. 2021. № 3. С. 92–98.
23. Соловьев В.С. Духовные основы жизни // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 3. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911–1914. С. 309–423.
24. Соловьев В.С. Содержание речи, произнесенной на высших женских курсах в Петербурге 13 марта 1881 г. // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 3. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911–1914. С. 425–430.
25. Евлампиев И.И. Ф.М. Достоевский и Вл. Соловьев о грядущем значении христианства // Соловьёвские исследования. 2019. Вып. 1(61). С. 24–36.
26. Егоров Б.Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. СПб.: Искусство-СПб, 2007. С. 263–269, 286–296.