Любовь и теократия: путь к божественному совершенству в философии Фр. Баадера и Вл. Соловьева

Author: korolevaNV / Date: 29-03-2024 /
Автор(ы) публикации: 
В.Н. Смирнов, И.И. Евлампиев
Аннотация: 

Анализируется наиболее оригинальный фрагмент философской системы В.С. Соловьева, связанный с его представлением о возможности достижения Царства Божьего на земле, божественного совершенства через идеальную половую любовь и через идеальную форму правления, теократию. Обосновывается гипотеза о заимствовании этой концепции Соловьева из сочинений немецкого философа Франца Баадера. Проведен анализ концепции Баадера, который понимал половую любовь в ее идеальной форме, т.е. освобожденной от преобладания в ней физической страсти, в качестве единственно возможного пути преображения отдельных личностей из несовершенного, греховного состояния в божественное состояние. В подобном же качестве на уровне человечества рассматривается теократия, понимаемая как способ непосредственного правления Бога через органический синтез государства и церкви. Доказывается прямая связь философской системы Баадера и его предшественника К. Эккартсгаузена с традицией гностического христианства и учением о мире и человеке, изложенным в известнейших гностических апокрифах (Апокриф Иоанна и Евангелие от Филиппа). Это позволяет сделать вывод о том, что система Соловьева в ее самых оригинальных и содержательных элементах развивает традицию гностического христианства и не может быть редуцирована к представлениям, характерным для догматического учения церкви, на чем настаивают православные критики Соловьева (Е.Н. Трубецкой, А.Ф. Лосев и др.).

 

Список литературы: 

1. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С. Соловьева. В 2 т. Т. 1. М.: Московский философский фонд, 1995. 606 с.

2. Evlampiev I.I., Smirnov V.N. Dostoevsky's Christianity // Вестник РУДН. Сер.: Философия. 2021. Т. 25, № 1. С. 44–59

3. Соловьёв В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 493–547.

4. Евлампиев И.И. Неискаженное христианство и его первоисточники // Соловьевские исследования. 2017. Вып. 4(56). С. 155–190.

5. Евангелие от Филиппа // Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989. С. 274–296.

6. Евлампиев И.И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф.М. Достоевского. СПб.: Изд-во РХГА, 2021. 600 c.

7. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Мысль, 1990. 720 с.

8. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472 с.

9. Кондаков Ю.Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 343 с.

10. Богданов К.А. И.Г. Юнг-Штиллинг в России: религиозный интернационал, духовная география и миражи конспирологии // Русская литература. 2015. № 4. С. 14–27.

11. Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 339–350.

12. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 289–323.

13. Eckartshausen C. von. Über die wichtigsten Mysterien der Religion. München: Verlag von C. Th. F. Sauer, 1823. 142 s.

14. Eckartshausen C. von. Gott ist die reinste Liebe: mein Gebet und meine Betrachtung. Neisse, Rosenkranz u. Bär, 1825. 240 s.

15. Резвых Т.Н. Время у Франца Баадера // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 294–306.

16. Baader F. von. Ueber das durch die französische Revolution herbeigeführte Bedürfniss einer neuen und innigern Verbindung der Religion mit der Politik. Nürnberg: Friedrich Campe, 1815. 28 s.

17. Baader F. von. Vierzig Sätze aus einer religiösen Erotik // Franz Von Baader's Sämmtliche Werke. Bd. 4.  Leipzig: Verlag von Herrmann Bethmann, 1853. S. 179–200.

18. Baader F. von Sätze aus der erotischen Philosophie // Franz Von Baader's Sämmtliche Werke. Bd. 4. Leipzig: Verlag von Herrmann Bethmann, 1853. S. 163–178.

19. Baader F. von. Ueber die Trennbarkeit oder Untrennbarkeit des Papstthums oder des Primats vom Katholicismus // Franz Von Baader's Sämmtliche Werke. Bd. 5. Leipzig: Verlag von Herrmann Bethmann, 1854. S. 368–372.

20. Baader F. von. Die römisch katholische und die griechisch russische Kirche // Franz Von Baader's Sämmtliche Werke. Bd. 5. Leipzig: Verlag von Herrmann Bethmann, 1854. S. 390–398.

21. Görres J. Teutschland und die Revolution. Koblenz: Hölscher, 1819. 212 s.

22. Чичерин Б.Н. История политических учений. В 3 т. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГА, 2008. 752 с.

23. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И.Г. Соч.: в 2 т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. С. 359–619.

24. Лагутина И.Н. Социально-философская утопия Франца фон Баадера и политика надконфессионального христианства Александра I // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2021. Т. 4, № 2. С. 149–171.

25. Резвых Т.Н. О роли Ф.К. Баадера в русской философии: случай Л.П. Карсавина // Вестник РХГА.  2016. Т. 17, вып. 3. С. 196–211.

 

Ключевые слова: 
половая любовь в философии Соловьева и Баадера, традиция гностического христианства в философии Эккартсгаузена и Баадера, Апокриф Иоанна, Евангелие от Филиппа, концепция теократии, Восточная церковь, Западная церковь
2024. Выпуск 1 (81)
Индекс DOI: 
10.17588/2076-9210.2024.1.020-035
Файл публикации: