Образ Филострата в творчестве К.К. Вагинова: опыт деконструкции

Author: korolevaNV / Date: 17-12-2023 /
Автор(ы) публикации: 
Д.Л. Шукуров
Аннотация: 

Рассматривается образ античного ритора Флавия Филострата (II–III вв.) в произведениях петербургского и ленинградского поэта и писателя Константина Константиновича Вагинова (1899–1934). Флавий Филострат – фигура, символизирующая сложную и противоречивую переходную эпоху от античной культуры к христианской эре. Образ Филострата в вагиновском творчестве предстает еще и как символ уходящего Серебряного века и крушения идеалов творческой юности. Цель исследования – показать скрытые интерпретационные возможности произведений К.К. Вагинова, которые связаны с общекультурным контекстом Серебряного века и идеями его крупнейших представителей – Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Вяч. Иванова, Ф.Ф. Зелинского, а также авторов ближнего круга писателя. Некоторые интерпретационные коды, имплицитно содержащиеся в текстах К.К. Вагинова, допускают возможность их герменевтического истолкования, в результате которого становится осуществимой деконструкция паралогической модели художественной реальности вагиновских произведений, а также номадически перемещающегося смыслового центра и герметического артефакта этой модели – образа Филострата как ипостасного и иноименного персонажа. Опыт деконструкции паралогической модели художественной реальности вагиновских произведений и «смещенного» центра этой модели – образа Филострата – обоснован методологическим принципом дополнительности, согласно которому в интерпретации концептуально значимым становится формально отсутствующий элемент, так как он восполняет всю систему значений. Такими формально отсутствующими элементами в структуре иноименно-ипостасных образов-двойников Филострата являются в произведениях К.К. Вагинова неназванные имена Диониса, Аполлона Гиперборейского, Пифагора.

Список литературы: 

1. Белоусов А.В. Флавий Филострат в религиозном контексте своего времени: «Жизнь Аполлония» и «Героика». М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 246 с.

2. Болдырев А.В. Художественная повествовательная проза I–III вв. н.э. // История греческой литературы: в 3 т. Т. 3. Литература эллинистического и римского периодов / под ред. С.И. Соболевского [и др.]. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. С. 242–290.

3. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / ред. и примеч. С.П. Заикина. 2-е изд. СПб.: Марс, 1995. 380 с.

4. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. 663 с.

5. Бердяев Н.А. Новое Средневековье. Размышление о судьбе России и Европы // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: Изд-во АСТ; Харьков: Фолио, 2004. С. 545–628.

6. Вагинов К.К. Собрание стихотворений / сост., послесл. и примеч. Л. Черткова; предисл. В. Казака. München, 1982. 212 с.

7. Вагинов К.К. Козлиная песнь: романы / вступ. ст. Т.Л. Никольской, примеч. Т.Л. Никольской и В.И. Эрля. М.: Современник, 1991. 592 с.

8. Булгаков С.Н. Труп красоты. По поводу картин Пикассо // Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. / [Ж-л «Вопр. философии»]. М.: Наука, 1993. Т. 2: Избранные статьи / [сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. И.Б. Родянской]. 1993. С. 527–545.

9. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. С. 5–122.

10. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины / П.А. Флоренский; вступ. ст. С.С. Хоружего; журн. «Вопр. философии» [и др.] – [Факс. воспроизведение текста изд. 1914 г.]. М.: Правда, 1990. Т. 1. Столп и утверждение истины, 1. 1990. 490 с.

11. Кибальник С.А. Ненаписанные воспоминания. Интервью с А.И. Вагиновой // Волга. 1992. № 7–8. С. 146–155.

12. Филострат Флавий. Жизнь Аполлония Тианского / изд. подгот. пер. и примеч. сост. Е.Г. Рабинович. М.: Наука, 1985. 328 с.

13. Рабинович Е.Г. «Жизнь Аполлония Тианского» Флавия Филострата // изд. подгот., пер. и примеч. сост. Е.Г. Рабинович. М.: Наука, 1985. С. 217–277.

14. Гаспаpов М.Л. Греческая и римская литература II–III вв. н.э. // История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М.: Наука, 1983. С. 485–501.

15. Шукуров Д.Л. Поэма К.К. Вагинова «1925»: образ автора-персонажа // POETICA LETTERARIA. LUNGA VITA!: Коллективная монография, посвященная 80-летию профессора, доктора филологических наук Г.Ю. Филипповского. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. С. 119–127.

16. Шиндина О.В. Некоторые особенности поэтики ранней прозы Вагинова // Михаил Кузмин и русская культура XX века. Л., 1990. С. 103–107.

17. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. 343 с.

18. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии // Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. С. 303–501.

19. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм / пер. с нем. Г.А. Рачинского // Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 47–157.

20. Эткинд А.М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Изд. дом «Медуза», 1993. 463 с.

21. Патер У. Воображаемые портреты / пер. и вступ. ст. П. Муратова. Изд. 2-е, испр. и значительно доп. М.: Изд-во К.Ф. Некрасова, 1916. 248 с.

Ключевые слова: 
античность, эллинизм, христианство, «Новое Средневековье», Серебряный век, ницшеанство, дионисизм, кризис культуры, интертекст, «чужое слово»
2023. Выпуск 4 (80)
Индекс DOI: 
10.17588/2076-9210.2023.4.147-160
Файл публикации: