Идея всеединства Владимира Соловьева в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

Author: korolevaNV / Date: 30-09-2025 /
Автор(ы) публикации: 
Е.С. Бужор, Э.А. Базилико
Аннотация: 

Рассматривается роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака с точки зрения теории всеединства Владимира Соловьева. Проводится мысль о том, что ключевым положением теории всеединства Соловьева является идея противостояния мира положительного всеединства и мира эмпирической разобщенности, а также необходимость их воссоединения. Утверждается, что Соловьевым разработаны два пути воссоединения – эволюционно-исторический и индивидуально-экзистенциальный, осуществляемый через творчество и любовь. Отмечено чувство всеединства, присущее Пастернаку, выражаемое им через понятия жизни и бессмертия, средством достижения которого для поэта является история, понимаемая им в христианской парадигме как уже наставшее будущее. Утверждается, что в романе оба пути восстановления всеединства, намеченные Соловьевым, сливаются благодаря идее Пастернака, согласно которой история не сможет прийти к своей финальной цели без сознательного и свободного участия в историческом процессе человека. Обсуждается, что парадигмальной формой этого участия является творчество, которое должно приобрести теургический характер. Показано, что средством, позволяющим главному герою романа раскрыть божественное измерение на пути теургического творчества, является философия любви Соловьева. Делается вывод, что сборник стихов, созданный главным героем как итог его жизни, представляет собой образ наступившего будущего и одновременно явление красоты высшего мира всеединства, способной оказывать преобразующее воздействие на эмпирическую действительность, о чем повествуется в эпилоге романа.

Список литературы: 

1. Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 390–405.

2. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во «Правда», 1989. С. 5–170.

3. Бужор Е.С. Философия преображающего познания П. Флоренского и Вяч. Иванова в контексте теории всеединства Вл. Соловьева: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2017. 35 с.

4. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 48–580.

5. Бужор Е.С., Бужор В.И., Шевченко О.В. Концепция преображения человека у Ницше и Владимира Соловьева и ее влияние на русскую философию // Манускрипт. 2021. Т. 14, вып. 3. С. 478–484.

6. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго // Пастернак Б.Л. Собр. соч. в 5 т. Т. 3. М.: Худож. лит., 1990. С. 5–540.

7. Романова И.В. Поэтика Иосифа Бродского: лирика с коммуникативной точки зрения. Смоленск, 2007. 328 с.

8. Поливанов К.М. «Доктор Живаго» как исторический роман: дис. … д-ра философии по русской литературе. Вып. 33. Тарту: University of Tartu Press, 2015. 262 с.

9. Седакова О.А. «И жизни новизна». О христианстве Бориса Пастернака». URL: https://www.olgasedakova.com/Moralia/1032 (дата обращения 25.03.2025).

10. Шмаина-Великанова А.И. Поэзия как выход из богословского тупика: «Доктор Живаго» и его последствия // Наше положение: Образ настоящего. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2000. С. 280–292.

11. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1993. С. 241–273.

12. Бужор Е.С. Философско-антропологическая трактовка пушкинской концепции поэта у Владимира Соловьева // Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 67–73.

13. Бычков В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма. URL: http://www.vehi.net/soloviev/bychkov.html (дата обращения: 24.03.2025).

14. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 493–547.

15. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. 135 с.

16. Weimann A. Walicki’s Analysis of Solovyov’s Views // Соловьёвские исследования. 2014. Вып. 4(44). С. 76–89.

17. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 468 с.

18. Бонецкая Н.К. Царь-Девица: феномен Евгении Герцык на фоне эпохи. СПб.: Полиграф, 2012. 526 с.

19. Бужор Е.С. Смысл любви в философии всеединства Вл. Соловьева // Общество: философия, история, культура. 2017. № 9. С. 43–47.

20. Силард Л. К проблеме «теургического постулата» // Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. С. 102–135.

21. Седакова О.А. «Неудавшаяся епифания»: два христианских романа: «Идиот» и «Доктор Живаго». URL: https://old.taday.ru/text/2322571.html (дата обращения 25.03 2025)

22. Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев В.С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. С. 105–121.

23. Соловьев В.С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Соловьев В.С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. С. 223–273.

24. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 581–756.

Ключевые слова: 
идея всеединства, бессмертие как цель истории, концепция «наступившего будущего», личность как «органический человек», теургическое творчество
2025. Выпуск 3 (87)
Индекс DOI: 
10.17588/2076-9210.2025.3.164-180
Файл публикации: