Опыт экзистенциальный против опыта мистического: Леонтьев и Достоевский
На основе сравнительного метода рассматривается различие в религиозном опыте Ф.М. Достоевского и К.Н. Леонтьева. Доказывается тезис, что именно это различие в первую очередь обусловило идейные противоречия между мыслителями, в частности резкое расхождение по вопросу о достижимости «всеобщей гармонии» в мире. Показано, что в основании религиозной веры Достоевского лежит особого рода мистический опыт – переживание выхода за пределы своего «Я», соединения с вечными истоками бытия, со Христом и со всем человечеством. Утверждается, что основой своеобразного мистического опыта Достоевского служат главным образом нравственные интуиции – уважение к человеческой личности и любовь ко Христу, которые в силу своей чрезвычайной интенсивности приобретают у писателя характер религиозного откровения. Отмечается, что важнейшие идеи философии Достоевского – о возможности осуществления в мире всеобщей гармонии, о необходимости преображения человеческого сердца путем жертвенной любви и сострадания, о принятии человеком на себя всеобщей вины – имеют мистические истоки, религиозное мировоззрение Леонтьева, которое сам философ называл «мистицизмом», в отличие от мировоззрения Достоевского, в действительности опиралось не на мистический опыт, а именно на экзистенциальные переживания. Делается вывод, что экзистенциальное философствование, строящееся на опыте пограничных ситуаций страха и «отчаяния во всем земном», привело Леонтьева к покою веры и стало для него путем построения его христианского мировоззрения.
1. Леонтьев К.Н. Письма 1891 года // Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12 т. Т. 12. Кн. 3. СПб.: Владимир Даль, 2021. С. 7–240.
2. Малевич Т.В. Теории мистического опыта: историография и перспективы. М.: ИФРАН, 2014. 175 с.
3. Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека / пер. с англ. Д. Веденова, В. Грачева, М. Добровольского, В. Локай, А. Мищенко. Киев: София, 2000. 496 с.
4. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / пер. с нем. С.Э. Никулина. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. 224 с.
5. Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт в философии и социально-гуманитарных науках. М.: ИФРАН, 2015. 189 с.
6. Достоевский Ф.М. Записная тетрадь 1876–1877 гг. // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 24. Л.: Наука, 1982. С. 187–314.
7. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 год. Май – октябрь // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 23. Л.: Наука, 1981. 423 с.
8. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1881 // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 27. Л.: Наука, 1984. С. 5–118.
9. Володихин Д.М. «Высокомерный странник». Философия и жизнь Константина Леонтьева. М.: Мануфактура, 2000. 192 с.
10. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» / пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева. М.: Академический Проект, 2012. 608 с.
11. Кьеркегор С. Или–или. Фрагмент из жизни: в 2 ч. / пер. с дат., вступ. ст., коммент., примеч. Н. Исаевой, С. Исаева. СПб.: Изд-во РХГА: Амфора, 2011. 823 с.
12. Кьеркегор С. Страх и трепет // Кьеркегор С. Страх и трепет / пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. М.: Республика, 1993. С. 13–112.
13. Леонтьев К.Н. Четыре письма с Афона // Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12 т. Т. 7. Кн. 1. СПб., 2005. С. 131–175.
14. Достоевский Ф.М. Записная книжка 1863–1864 гг. // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 20. Л.: Наука, 1980. С 170–179.
15. Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 8. Л.: Наука, 1973. 512 с.
16. Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 10. Л.: Наука, 1974. 519 с.
17. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 6. Л.: Наука, 1973. 424 с.
18. Достоевский Ф.М. Идиот: Подготовительные материалы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 9. Л.: Наука, 1974. С. 140–288.
19. Рейсбрук Удивительный. Одеяние духовного брака. М., 1910. 272 с.
20. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Кн. I–X // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1976. 511 с.
21. Леонтьев К.Н. Страх Божий и любовь к человечеству. По поводу рассказа гр. Л.Н. Толстого «Чем люди живы?» // Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12 т. Т. 9. СПб.: Владимир Даль, 2014. С. 165–186.
22. Ясперс Карл. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции / пер. с нем. А.К. Судакова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. 448 с.
23. Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет / пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. М.: Республика, 1993. С. 113–248.
24. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / под ред. А.В. Гулыги; пер. с нем. И.С. Андреевой. М.: Республика, 1996. 447 с.
25. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека. Фантастический рассказ // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 25. Л.: Наука, 1983. С. 104–119.
26. Леонтьев К.Н. Записки отшельника // Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12 т. Т. 8. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2007. С. 234–496.
27. Ясперс Карл. Философия. Кн. 3. Метафизика / пер. с нем. А.К. Судакова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. 296 с.
28. Леонтьев К.Н. Мое обращение и жизнь на Св. Афонской горе // Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12 т. Т. 6. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2003. С. 782–804.
29. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 351 с.
30. Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия // Вопросы философии. 2007. № 12. С. 16–27.
31. Гольдт Р. Аскетизм как трансцендентальная форма заботы о себе у К.Н. Леонтьева // Изобилие и аскеза в русской литературе: столкновения, переходы, совпадения: сб. ст. М.: Редакция журнала «Новое литературное обозрение», 2020. С. 72–84.
32. Котельников В.А. Личность К.Н. Леонтьева в свете идей персонализма // Русско-византийский вестник. 2022. № 4(11). С. 59–69.