К истории одной неудачи: о сборнике евразийцев «Россия и латинство»
Рассматриваются замысел, история появления и содержание сборника евразийцев «Россия и латинство». Отмечается, что данное издание, хотя и не привлекает к себе значительного внимания исследователей, представляет собой очень показательный и поучительный опыт самоопределения евразийцев между Востоком и Западом. С использованием подходов философской компаративистики, истории идей историко-генетического метода и элементов когнитивно-семантического анализа изучается история идей евразийцев. Выделяются практические мотивы Николая Трубецкого и других организаторов евразийского движения в подготовке сборника, их заинтересованность в противодействии планам Римо-католической Церкви в России. Выявляются два основных слоя в смысловом наполнении сборника: первый из них составляют полемические антилатинские тексты П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского и Н.С. Трубецкого; второй – справочно-аналитические тексты П.М. Бицилли, Г.В. Вернадского, А.В. Карташева, Г.В. Флоровского и В.Н. Ильина. Первая группа авторов рассматривается как полемисты, вторая – как комментаторы. Значительное внимание уделяется рецензии на сборник евразийцев известного философа Зарубежья И.А. Ильина, а также выяснению причин столь благожелательного отношения философа к данному сборнику. Констатируется как практическая, так и концептуальная неудача сборника «Россия и латинство», поскольку в оптике евразийцев профиль «латинства» оказался очень смутным. В качестве причин этой неудачи указываются не только поспешность в подготовке сборника, связанная с конъюнктурными мотивами, но и недостаточная готовность евразийцев к изучению и интерпретации духовного и культурного опыта христианского Запада.
1. Россия и латинство. Берлин: Склад изд. Книготорговое АО Логос, 1923. 218 с.
2. Быстрюков В.Ю. Сборник «Россия и латинство» в истории евразийского движения // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 1. С. 210–235.
3. Антощенко А.В. А.В. Карташев и евразийцы // Диалог со временем. 2020. Вып. 70. С. 112–123.
4. Антощенко А.В. П.М. Бицилли и евразийцы: разные взгляды на культуру // Вестник славянских культур. 2023. Т. 70. С. 70–85.
5. Герасимов Ю.К. Религиозная позиция евразийства // Русская литература. 1995. № 1. С. 159–176.
6. Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. М.: Наталис, 2004. 287 с.
7. Seriot Patrick. La double vie de Troubetzkoy, ou la clôture des systems // Le Gré des langues. 1993. No. 5. P. 88–115.
8. Антощенко А.В. О соединении Церквей: тезисы А.В. Карташева // Вестник Омского университета. Сер. Исторические науки. 2020. Т. 7, № 3(27). С. 150–154.
9. Переписка Н.С. Трубецкого с Г.В. Флоровским / публ. А.Е. Климова и М. Байссвенгера // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 2011–2012. Т. 37. С. 31–145.
10. Письма П.П. Сувчинского Г.В. Флоровскому (1921–1923) / публ. А.Е. Климова и М.Э. Байсвенгера // Записки Русской академической группы в США. 2012. Т. 37. С. 146–199.
11. Ильин И.А. Россия и латинство. Сборник статей. Берлин. 1923 г. // Русская мысль. Прага; Берлин, 1923. Кн. III–V. С. 402–406.
12. Ильин И.А. Россия и латинство. Сборник статей. Берлин. 1923 г. // Ильин И.А. Собр. соч.: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906–1954) / сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 2001. С. 118–126.
13. Бердяев Н.А. Евразийцы // Путь. 1925. № 1. С.134–139.
14. Из переписки евразийцев. 1921–1928 // Глебов С. Евразийство между империей и модерном: история в документах. М., 2010. С. 177–620.