Третья сила бытия
Рассматривается тема развития как процесса восхождения к всеединству в работах В.С. Соловьева и ряда представителей отечественной науки, в первую очередь в исследованиях основателя культурно-исторической школы в психологии Л.С. Выготского и в современном мыследеятельностном подходе к образованию. В статье В.С. Соловьева «Три силы» развитие определяется как процесс восхождения ко всеединству (многоединству), действие третьей силы истории, интерпретируется как движение от уловного к менее условному виду бытия на основе снятия ограничивающих условий с более полного и богатого источника бытия. С использованием строгих средств новой формальной аксиоматической системы языка – Проективно Модальной Онтологии, демонстрируются единые структуры восхождения ко многоединству как в исследованиях В.С. Соловьева, так и в концепции развития значения слова у Л.С. Выготского и в организации процесса образования как мыследеятельностного многоединства. Восхождение ко всеединству у В.С. Соловьева рассматривается на примере его работы «Критика отвлеченных начал», где последовательность смены отвлеченных начал в критике соответствует движению от все более условных ко все более безусловным началам, что выражает процесс развития. В общем случае идея развития оказывается центральной в философии всеединства, поскольку развитие есть становление всеединства (многоединства) во времени, в рамках Становящегося Абсолютного. Предположение о подобной архетипичности идеи развития в истории отечественной науки иллюстрируется на примере работы Л.С. Выготского «Мышление и речь», где идеи развития применяются к значению слова и его становлению в ряду развития понятийного мышления. Аналогичная методология восхождения ко всеединству (многоединству) просматривается и в современном мыследеятельностном подходе в образовании. Делается вывод о едином архетипическом понимании «развития» во всех определениях отечественной философско-научной мысли, наиболее органично представляющей путь России как выразителя третьей силы истории и бытия.
- Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Сочинения Владимира Соловьева. М.: Унив. тип., 1880. XIV. С. 3–435.
- Моисеев В.И. Логика всеединства. М.: ПЕР СЭ, 2002. 415 с.
- Моисеев В.И. Русская философия всеединства как прообраз интегральной науки // Соловьёвские исследования. 2024. Вып. 3(83). С. 38–48.
- Моисеев В.И. От логики всеединства к философии неовсеединства // Материалы междунар. науч. конф. «Философия В.С. Соловьева в межкультурной коммуникации: к 110-летию со дня смерти В.С. Соловьева и 20-летию праведной кончины протоиерея Александра Меня», 23–25 сентября 2010 г. Иваново, 2010. С. 86–90.
- Моисеев В.И. Логика открытого синтеза: в 2 т. Т. 1. Структура. Природа. Душа. Кн. 1. СПб.: ИД «Мiръ», 2010. 744 с.
- Моисеев В.И. Логика открытого синтеза: в 2 т. Т. 1. Структура. Природа. Душа. Кн. 2. СПб.: ИД «Мiръ», 2010. 743 с.
- Моисеев В.И. Человек и общество: образы синтеза. В 2 т. Т. 1. М.: ИД «Навигатор», 2012. 711 с.
- Моисеев В.И. Человек и общество: образы синтеза. В 2 т. Т. 2. М.: ИД «Навигатор», 2012. 759 с.
- Моисеев В.И. Очерки по философии неовсеединства: Опыт математического прочтения философии. Аксиология. Логика. Феноменология. М.: ЛЕНАНД, 2018. 632 с.
- Соловьев В.С. Три силы: Публ. чтение Владимира Соловьева. М.: Унив. тип., 1877. 16 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во АСТ : Кладезь, 2023. 576 с.
- Коломиец О.М. Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода // Вестник Московского педагогического государственного университета. 2017. № 1. С. 82–92.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Коломиец О.М. Модель преподавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта // Педагогический журнал. 2018. № 2. С. 242–255.
- Коломиец О.М. Развитие деятельностного мышления у субъекта образовательного процесса: учеб. пособие. М.: ИД «Развитие образования», 2020. 134 с.