Н.А. Клюев и Ф.-Р. Ламенне: Образ будущего сквозь призму социального христианства
На доказательных основаниях вводится ранее неизвестный источник религиозно-философских представлений Клюева – сочинение идеолога социального христианства Ф.-Р. Ламенне «Слова верующего» (Paroles d’un croyant). Выявлено, что в свою статью 1919 г. «Красный набат» Клюев включил практически без изменений главы 35 и 36 этого текста в переводе братьев Владимира и Леонида Андроусонов (издание 1906 г.). Сделано предположение о первом знакомстве Клюева с идеями социального христианства в революционной среде в начале 1900-х гг., что определило формирование в художественном сознании поэта устойчивой системы представлений, которая принципиально важна для понимания его произведений 1900–1910-х гг.: это, прежде всего, понимание коренных общественных преобразований как «участия в плане Бога» и представление о будущем как о «царстве справедливости и царстве любви», в котором рабство и голод будут искоренены, утраченное всеобщее братство людей («братьев Христа») восстановлено и «народ-богочеловек» воскреснет. Раскрыта драматическая коллизия жизнетворческого мифа Н.А. Клюева: с одной стороны, он укоренен в восходящем к Вл.С. Соловьеву представлении о необходимости духовного преображения человечества, а с другой – в идеологии социального христианства с его пониманием революционной борьбы как религиозной жертвы, подразумевающей равную готовность как к героической смерти за «братьев», так и к кровопролитию как средству достижения «будущего царства».
1. Евлампиев И.И. «Неизбежный нравственный переворот» и идея революции в русской общественно-политической мысли XIX – начала ХХ века // Соловьёвские исследования. 2023. Вып. 3(79). С. 24–39.
2. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Изд-во «Мысль», 1990. С. 47–580.
3. Азадовский К.М. Жизнь Николая Клюева: Документальное повествование. СПб.: Звезда, 2002. 365 с.
4. Субботин С.И. Н.А. Клюев: поэзия 1905–1908 гг. и проза 1919–1923 гг. Вопросы источниковедения и атрибуции: дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 172 с.
5. Клюев Н.А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 1999. 1071 с.
6. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во «Мысль», 1990. С. 289–323.
7. Гачева А.Г. «Идеал ведь тоже действительность…». Русская философия и литература. М.: Академический проект, 2019. 734 с.
8. Клюев Н.А. Словесное древо: [проза]. СПб.: Росток, 2003. 684 с.
9. Кибальник С.А. «Христианский социализм» или «социальное христианство»? (Гоголь и Достоевский в истории русской социально-философской мысли) // Проблемы исторической поэтики. 2017. Т. 15, № 3. С. 70–93.
10. Кибальник С.А. Л.Н. Толстой и «социальное христианство» (Толстой о Ф.-Р. де Ламенне) // Культура и текст. 2019. № 1(36). С. 75–84.
11. Серегина С.А. Идея социального христианства в ранней лирике Н.А. Клюева // Проблемы исторической поэтики. 2021. № 19(3). С. 238–254.
12. Соловьев В.С. Из философии истории // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во «Правда», 1989. С. 323–343.
13. Клюев Н.А. Письма к Александру Блоку: 1907–1915. М.: Прогресс-Плеяда, 2003. 366 c.
14. Базанов В.Г. К творческим исканиям Блока // А. Блок и современность. М.: Современник, 1981. С. 200–226.
15. Никитина Ф.Г. Идеи Ламенне в России // Достоевский и мировая культура. 1997. № 8. С. 201–226.
16. Таратута Е.А. С.М. Степняк-Кравчинский – революционер и писатель. М.: Худож. лит., 1973. 540 с.
17. Ламенне Ф.-Р. Слова верующего: Памфлет. СПб.: А.Е. Беляев, 1906. 107 c.
18. Максимов М.В. Теократическое учение Вл. Соловьева: оценки и интерпретации // Соловьёвские исследования. 2004. Вып. № 1(8). С. 150–172.
19. Достоевский Ф.М. Бесы. Роман в 3 ч. «Бесы»: антология русской критики. М.: Согласие, 1996. 743 с.
20. Пэрри М. К вопросу о «религиозности» русской интеллигенции: религиозный язык у эсеров-террористов начала XX века // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм:история и типология. М.: О. Г. И., 1999. С. 86–94.
21. Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во «Мысль», 1990. С. 339–350.
22. Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1909. 243 с.
23. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Изд-во «Мысль», 1990. С. 581–755.