Образ Церкви настоящего и будущего в трудах Николая Бердяева. Статья первая: «Бердяев всегда мыслит соборно»

Author: korolevaNV / Date: 26-03-2025 /
Автор(ы) публикации: 
С.В. Андросенко
Аннотация: 

Предлагается анализ репрезентации образа Церкви настоящего и будущего в трудах Н.А. Бердяева 1911–1948 гг. Рассматривается язык и метод Бердяева, его философская «оптика», имеющая фундаментальное значение для понимания его образа Церкви. Церковная проблематика в трудах философа прослеживается не только как постоянная тема его размышлений, но и, что более важно, в самом строе его мысли, в его «соборном» ракурсе, на который обращали внимание ряд исследователей, и в его гносеологических принципах, связанных с пониманием специфики новозаветного откровения о человеке. Объясняется гносеологический смысл представления Бердяева о Церкви как о духовной реальности, раскрывающейся в человеке, а не извне предстоящей ему, познаваемой лишь через общение. Показано значение фундаментальной идеи Бердяева о связи ступеней познания со ступенями общности, которая явно или имплицитно присутствует практически во всех работах начиная с «Философии свободы» (1911 г.) вплоть до «Истины и откровения» (1947 г.) и делается особенно ясной в контексте его экклесиологических размышлений. Критически анализируется тезис о «социологичности» мышления Бердяева, высказанный рядом исследователей, и объясняется связь этой характеристики с церковным характером его философии. Рассматриваются идеи «соборной гносеологии», «гносеологического обвинения», «интегрального» и «дифференциального» понимания Церкви и подход философа к вопросу о границах Церкви.

 

Список литературы: 
  1. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1907. IL+ 233 с.
  2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа: Проблематика и апология христианства // Н.А. Бердяев. Философия свободного духа. Я и мир объектов. Судьба человека в современном мире. Дух и реальность. М.: Республика, 1994. С. 14–228.
  3. Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии. Берлин: Обелиск, 1923. 246 с.
  4. Stark K. The idea of God-Man in Nicolas Berdyaev’s existentialism // Analecta Husserliana: The yearbook of phenomenological research. Vol. 103: Phenomenology and existentialism in the twentieth century. Book 1: New waves of philosophical inspirations / еd. A.-T. Tymieniecka. Hannover, NH: Springer, 2009. P. 217–229.
  5. Тимофеев А.И. Николай Бердяев: человечность и война // Соловьёвские исследования. 2016. Вып. 1(49). С. 85–93.
  6. Димитрова Н. Философско-богословски аспекти на антропологичния поврат: Руският случай // Философията: от модернизъм към постмодернизъм. 2017. Т. 25. Вып. 2. С. 37–51.
  7. Крохина Н.П. Н.А. Бердяев о новой духовности: софийная (богочеловеческая) тема в работах 30–40-х гг. // Соловьёвские исследования. 2006. Вып. 1(12). С. 205–211.
  8. Шитиков П.М. Преломление идей Вл. Соловьева в философии Н.А. Бердяева // Соловьёвские исследования. 2009. Вып. 3(23). С. 128–134.
  9. Tsonchev T. Person and communion: The political theology of Nikolai Berdyaev. Ph.D. Dissertation (Philosophy). McGill University, 2020. 440 p.
  10. Knežević R.A. Homo Theurgos: Freedom According to John Zizioulas and Nikolai Berdyaev. Paris: Cerf, 2020. 346 p.
  11. Schultze B. Die Schau der Kirche bei Nikolai Berdiaejew. Romа: Pontificum Institutum Orientalium Studiorum, 1938. 251 p.
  12. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической метафизики. Париж: YMCA-Press, 1939. 224 с.
  13. Сапов В.В. Н.А. Бердяев: антисоциология как критика социологического разума // История теоретической социологии. Т. 2. М.: Канон+; ОИ «Реабилитация», 2002. С. 245–258.
  14. Николаус Г. К.Г. Юнг и Н. Бердяев: Индивидуация и Личность. Критическое сравнение. М.: ИД «Городец», 2017. 288 с.
  15. Бердяев Н.А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. Париж: YMCA-Press, 1934. 188 с.
  16. Linde F. The spirit of revolt. Nikolai Berdiaev’s existential gnosticism. Stockholm: Stockholm University, 2010. 231 p.
  17. Евлампиев И.И. Гностические мотивы в русской философии // Соловьёвские исследования. 2006. Вып. 2(13). С. 5–16.
  18. Гутнер Г.Б. Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия // Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». 2015. Вып. 16. С. 63–82.
  19. Мозгов К.А. Оглашение просвещаемых в святоотеческой традиции // Традиция святоотеческой катехизации: Основной этап: материалы Междунар. богословско-практич. конф. (Москва – Московская область, 28–30 мая 2013 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. С. 15–29.
  20. Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с.
  21. Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. Париж: Современные записки, 1931. 320 с.
  22. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Путь, 1911. 280 с.
  23. Бердяев Н.А. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). СПб.: Азбука-классика, 2008. 300 с.
  24. Бердяев Н.А. Истина и откровение: Пролегомены к критике Откровения // Бердяев Н.А. Истина и откровение. На пороге новой эпохи. СПб.: РХГИ, 1996. С. 5–155.
  25. Суходуб Т.Д. «Иному сознанию предстанет и иной мир»: о философском призвании Николая Бердяева // Соловьёвские исследования. 2014. Вып. 1(41). С. 72–91.
  26. Бердяев Н.А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан // Дмитриева Н.К. Николай Бердяев: Жизнь и творчество. Философ свободного духа. М.: Высш. шк., 1993. С. 149–165.
  27. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 451 с.
  28. Hartshorne C. Whitehead and Berdyaev: Is there tragedy in God? // The Journal of Religion. 1957. Vol. XXXVII, No. 2. P. 71–84.
  29. Боровой В., протопр. Булгаков и Бердяев: богословие и философия // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2015. Вып. 16. С. 9–35.
  30. Dombrowski D.A. A history of the concept of God: A process approach. Albany, NY: State University of New York Press, 2016. VI+ 273 p.
  31. Бердяев Н.А. Спасение и творчество (Два понимания христианства) // Путь. 1926. № 2. С. 26–46.
  32. Булгаков С., прот. Невеста Агнца. М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2005. 655 с.
  33. Булгаков С., прот. Очерки учения о Церкви // Путь. 1925. № 1. С. 53–78.
  34. Флоровский Г., прот. О границах Церкви // Флоровский Г. Избранные богословские статьи. М.: Изд-во «Пробел», 2000. 317 с.
  35. Афанасьев Н., протопр. Una Sancta // Православная община. 1996. № 4(34). С. 62–112.
  36. Бердяев Н.А. О духовной буржуазности: сб. соч. / предисл. А.П. Козырева. М.: Nouveaux Angles (Москва); Editions des Syrtes (Париж), 2022. 184 с.
  37. Бердяев Н.А. Еще о христианском пессимизме и оптимизме (Ответ протоиерею С. Четверикову) // Путь. 1935. № 48. С. 69–72.

 

Ключевые слова: 
экклессиология, апофатическая социология, Богочеловечество, грехопадение, соборная гносеология, соборность, церковный гнозис, позитивизм, антипозитивизм
2025. Выпуск 1 (85)
Индекс DOI: 
10.17588/2076-9210.2025.1.081-097
Файл публикации: