Деконструкция vs актуализация: С.С. Хоружий и Л.А. Гоготишвили о В.С. Соловьеве и соловьевской традиции в русской философии
Рассмотрены особенности скрытой полемики между С.С. Хоружим и Л.А. Гоготишвили относительно идей В.С. Соловьева и представителей соловьевской линии в отечественной философии в 90-е годы XX века. Дана оценка критического подхода Хоружего, не ограничивающегося богословским взглядом с догматических и аскетических позиций и ориентированного на выявление специфики рецепции философии Соловьева в отечественной культуре. Рассматриваются философские и научные работы Хоружего, предполагающие критическую деконструкцию философии Соловьева и идей его последователей в перспективе их переосмысления и преодоления их концептуального содержания. Показано, что, в отличие от Хоружего, Гоготишвили принципиально избегала догматических оценок философов соловьевской линии и акцентировала исследовательское внимание на концептуальном измерении соответствующих идей и интуиций в целях выявления их философско-методологического потенциала. Рассмотрен характер несогласия Гоготишвили с оценками Хоружего на примере ее работ и отдельных суждений из сохранившегося в ее личном архиве и неопубликованного комментария к докладу Хоружего «Наследие Владимира Соловьева: сто лет спустя» (2000 г.). Сделан вывод о том, что философия всеединства оказалась для Гоготишвили не статичной и требующей преодоления «метафизикой», а творческим предвосхищением наиболее острых философских дискуссий XX–XXI вв. Установлено, что принципиальным различием подходов Хоружего и Гоготишвили является их базовая интенция: если первый стремился к критической деконструкции и поиску новых «путей русской философии», то вторая – к актуализации наиболее значимых «соловьевских» концепций в поле современной философии.
- Хоружий С.С. Проводы русского идеализма // Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. С. 169–181.
- Хоружий С.С. Наследие Владимира Соловьева: сто лет спустя // Соловьевский сборник: материалы Междунар. конф. «В.С. Соловьев и его философское наследие», Москва, 28–30 августа 2000 г. М.: Изд-во «Феноменология-Герменевтика», 2001. С. 1–28.
- Хоружий С.С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция православия // Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. С. 182–206.
- Байчунь Ч. А.Ф. Лосев и Вл. Соловьев в оценках С.С. Хоружего [Электронный ресурс] // Международная научная конференция – XVIII «Лосевские чтения». URL: https://www.youtube.com/watch?v=Tp5pwRXTFxI (c 1:14:09) (Дата обращения: 24.08.2024).
- Гоготишвили Л.А. Между именем и предикатом (символизм Вяч. Иванова на фоне имяславия) // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М.: Русские словари, 1999. С. 303–382.
- Гоготишвили Л.А. Рецепция символизма в гуманитарных науках (лингвофилософский аспект) // Литературоведение как литература. М.: Языки славянских культур, Прогресс-традиция, 2004. С. 148–175.
- Гоготишвили Л.А. Коммуникативная версия исихазма // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. С. 878–893.
- Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. С. 32–66.
- Гоготишвили Л.А. «Эйдетический язык» (реконструкция и интерпретация радикальной феноменологической новации А.Ф. Лосева) // Непрямое говорение. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 220–415.
- Гоготишвили Л.А. К феноменологии непрямого говорения // Непрямое говорение. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 416–696.
- Гоготишвили Л.А. Комментарии и пометки к статье С.С. Хоружего «Наследие Владимира Соловьева: сто лет спустя» // Личный архив Л.А. Гоготишвили. Название файла: о Соловьеве.doc (дата сохранения: 8.04.2007)
- Гоготишвили Л.А. Лингвистический аспект трех версий имяславия (Лосев, Булгаков, Флоренский) // Лосев А.Ф. Имя. Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб.: Алетейя, 1997. C. 580–614.
- Хоружий С.С. Проблема личности в православии. Мистика исихазма и метафизика всеединства // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. С. 263–275.