«Оправдание добра» или «польза зла»: В. Соловьев и К. Лоренц о естественных основаниях морали
На материале вводных разделов трактата «Оправдание добра», а также некоторых параграфов книги «Так называемое зло: к естественной истории агрессии» проведен компаративный анализ этико-философской концепции В. Соловьева о природных основаниях нравственности и естественно-научной гипотезы К. Лоренца об эволюционной пользе агрессии. Показано, что при всех различиях в форме и содержании двух сравниваемых теорий, обе они исходят из принципа взаимосвязанности перехода от биологических форм поведения к человеческим поступкам: у Соловьева связующим звеном выступают естественные корни трех оснований нравственности; у Лоренца – амбивалентность агрессии, которая по-разному может проявляться во внутривидовом и групповом отборе. Одновременно отмечены принципиальные различия рассматриваемых теорий в вопросах происхождения и сущности естественных оснований морали: несмотря на дополнительное введение такой конкретно-чувственной формы, как совесть, предложенная Соловьевым концепция природных оснований неприродной идеи добра выглядит пантеистической уступкой теизму; Лоренц же, определив положительную роль агрессии во внутривидовом отборе, находит истоки поведения, схожего с моралью, в сообществах живых существ, где именно такие протоморальные формы поведения полностью не устраняют, но ослабляют и тормозят врожденную агрессию. В заключение отмечается вклад Владимира Соловьева в формирование современной картины мира, а также различное понимание российским философом и австрийским ученым двойственной природы человека при общей схожести тезиса о его сотворении и прогрессивной незавершенности.
1. Булгаков С. Природа в философии Вл. Соловьева // Сборник статей о В. Соловьеве. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1994. С. 5‒42.
2. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Сов. писатель, 1990. 320 с.
3. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева. Т. 1. М.: Товарищество тип. А.И. Мамонтова, 1913. 652 с.
4. Гайденко П.П. Искушение диалектикой. Пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1998. № 4. С. 75‒93.
5. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философы Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472 с.
6. Евлампиев И.И., Матвеева И.Ю. Религиозные учения Л. Толстого и Вл. Соловьева и проблема единства русской философии // Историко-философский ежегодник. 2019. Т. 34. С. 222–249.
7. Козырев А.П. Соловьев и гностики. М.: Изд-во «Савин С.А.», 2007. 544 с.
8. Нижников С.А. Вл. Соловьев и спор о пантеизме в русской философии // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьева: материалы Междунар. конф., cер. Symposium, вып. 32, Санкт-Петербург, 14–15 февраля 2003 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C. 305‒307.
9. Хеллеман В.Э. София В.С. Соловьева и Беатриче Данте // Соловьёвские исследования. 2023. Вып. 1(77). С. 65‒79.
10. Ehlen P. “Impersonalismus” und die “Werdende Vernunft der Wahrheit” in Solov'evs Spätphilosophie // Studies in East European Thought. Dordrecht, 1999, no. 51(3), pp. 155‒175.
11. Gaisin A. Solovyov’s Metaphysics between Gnosis and Theurgy // Religions. 2018. Vol. 9(11), № 354. P. 1‒10.
12. Helleman W.E. Solovyov's Sophia as a Nineteenth-Century Russian Appropriation of Dante's Beatrice. Lewiston NY: Mellen, 2010. 403 p.
13. Оболевич Т. Мотив эволюции в творчестве В.С. Соловьева // Соловьёвские исследования. 2009. Вып. 4(24). С. 112‒122.
14. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Философия мысли: новые грани метафизики всеединства. Барнаул: Новый формат, 2021. 282 с.
15. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.И. Гулыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. С. 47‒580.
16. Obolevitch T. Faith and Science in Russian Religious Thought. Oxford: Oxford University Press, 2019. 220 p.
17. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.И. Гулыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. С. 581‒831.
18. Горохов С.А. Философский анализ этологии Конрада Лоренца: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2003. 16 с.
19. Кондратьева Н.Н. Агрессия: от концепции К. Лоренца к современным представлениям // Природа. 2008. № 9. С. 60‒63.
20. Салова С.Е. Эволюционная эпистемология Конрада Лоренца: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2003. 31 с.
21. Волков Ю.К. Идея В.С. Соловьева об автономности нравственной жизни человека и проблема естественных оснований этики добра // Соловьёвские исследования. 2017. Вып. 3(55). С. 6‒17.
22. Межуев Б.В. Первое издание «Оправдания добра» (1897 г.): отклики современников. Ч. 4 // Соловьёвские исследования. 2023. Вып. 4(80). С. 6‒22.
23. Лоренц К. Так называемое зло: К естественной теории агрессии // Лоренц К. Так называемое зло / пер. с нем. А.И. Федорова; сост. А.В. Гладкого, А.И. Федорова. М.: Культурная революция, 2008. С. 86‒308.