Значение «эсхатологического поворота» в философии В.С. Соловьева
Рассматривается проблема актуальности философского наследия В.С. Соловьева. Изучение философского наследия В.С. Соловьева сохраняет свое значение до настоящего времени. В качестве одного из перспективных методологических подходов к исследованию творчества известного русского философа предлагается проблемный подход, позволяющий актуализировать наследие В.С. Соловьева, особенно ту его часть, которая связана с интеллектуальной публицистикой. Анализ публицистической деятельности Владимира Соловьева, тематика которой сохраняет актуальность и сегодня, может являться отдельным направлением исследовательской работы. Исследование этого пласта творчества русского философа позволяет понять значение его философии в публичной сфере современной России, а также проследить эволюцию его философских взглядов от «социально-политического» варианта его эсхатологической историософии к «аскетическому». В качестве причины такой перемены определяется внутренний поиск совершенства оснований собственной философии. Переход Соловьева к аскетической эсхатологической историософии рассматривается как начало перемены базовых идей его философии: начиная свой путь с создания относительно оригинальных идей своей философии всеединства, в конечном итоге Соловьев вступает на путь духовного воцерковления. Утверждается, что этот путь имеет свою внутреннюю закономерность и направленность, связанную, несмотря на сильное влияние гностицизма, с христианством, которое стало той внутренней силой, которая в конечном итоге «сдвинула» философское мышление Соловьева в сторону воцерковления. Рождение философии неопатристического синтеза, которая рассматривает воцерковленность как главное условие утверждения объективных оснований для философии, рассматривается в качестве примера возможного направления движения мысли В.С. Соловьева после «эсхатологического поворота» в его философии.
1. Вольф М.Н., Берестов И.В. Проблемный подход к исследованию древнегреческой философии // ΣΧΟΛΗ. 2007. Vol. I.2. С. 203–246.
2. Межуев Б.В. «Он видел особую миссию русского народа». Почему философ Владимир Соловьев считал, что Россия объединит все человечество? Интервью // Соловьёвские исследования. 2024. Вып. 1(81). С. 7–19.
3. Межуев Б.В. Первое издание «Оправдание добра» (1897 г.): отклики современников. Ч. 1 // Соловьёвские исследования. 2022. Вып. 1(73). С. 6–25.
4. Козырев А.П. Соловьев и гностики. М.: Издатель Савин С.А., 2007. 544 с.
5. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Вл. Соловьев: Pro et contra. Антология. В 2 т. Т. 1. СПб.: РХГА, 2000. С. 556–829.
6. Максимов М.В. Теократическое учение Вл. Соловьева: оценки и интерпретации // Соловьёвские исследования. 2004. Вып. 8. С. 150–172.
7. Гачева А.Г. «Идеал ведь тоже действительность…»: Русская философия и литература. М.: Академический проект, 2019. 734 с.
8. Гальцева Р.А. Конкретная эсхатология Владимира Соловьева // Соловьевский сборник: материалы междунар. конф. «В.С. Соловьев и его философское наследие». Москва, 28–30 августа 2000 г. М.: Изд-во «Феноменология – Герменевтика», 2001. С. 442–450.
9. Феотоки Никифор. Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Т. 1. М.: Синодальная типография, 1854. 579 с.
10. Межуев Б.В. «Перемена в душевном настроении» Вл. Соловьева 1890-х годов в контексте его эсхатологических воззрений // Эсхатологический сборник / отв. ред. Д.А. Андреев, А.И. Неклесса, В.Б. Прозоров. СПб.: Алетейя, 2006. С. 258–272.
11. Котрелев Н.В. Эсхатология у Владимира Соловьева (к истории «Трех разговоров») // Эсхатологический сборник / отв. ред. Д.А. Андреев, А.И. Неклесса, В.Б. Прозоров. СПб.: Алетейя, 2006. С. 238–257.
12. Зеньковский В.В. Идея всеединства в философии Владимира Соловьева // Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М.: Русский путь, 2008. С. 228–257.
13. Флоровский Г.В. Творческий путь Владимира Соловьева // Историко-философский ежегодник. М.: Аквилон, 2015. С. 327–349.
14. Соловьев В.С. История и будущность теократии // Соловьев В.С. Cобр. соч.: в 10 т. Т. 4. 2-е изд. СПб., 1914. С. 243–639.